Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

конструирование урока

Каждый учитель знает, какая разница существует между планом урока и реальностью. Недаром существует пословица «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». На каждом уроке, в каждом случае свои причины удач и поражений, но есть «овраги», о которых стоит помнить каждому учителю.

 

Организация начала занятия. Старт урока аналогичен старту в спорте – от него во многом зависит конечный результат. И здесь важны личностные качества учителя, его настрой на доброжелательные отношения с учениками, умение быть собранным и энергичным. Затянутый, вялый старт сразу же формирует отношение к уроку как к общей повинности.

Распространенная ошибка: долгое выяснение дежурных, отсутствующих, «изучение» классного журнала никак не способствует активизации учащихся на урок. В то же время контакт глазами с классом, четкость оргмомента настраивают на четкий ритм работы.

 

Проверка домашнего задания. Этот элемент урока может быть в начале, в середине или в конце учебного занятия, (либо отсутствовать вообще) – в зависимости от типа урока. Рекомендуется отводить на проверку домашнего задания до 1/5 от времени урока. Форма проверки может быть самой разнообразной: устный ответ, тест, карточки, письменная работа, взаимопроверка, игра и т.п. Чем большим арсеналом методик проверки домашнего задания владеет учитель – тем больше эффект: нет однообразия, алгоритма, формируются разные умения ученика.

Распространенные ошибки: учитель долго выбирает ученика, который пойдет отвечать;

работает в основном с одним учеником (проводит «допрос»), остальные «должны слушать», а, по сути, занимаются своим делом, чаще всего читают следующий абзац параграфа;

проверка Д/З проходит только в письменной форме – не развивается устная речь (или наоборот);

фронтальный опрос используется неоправданно часто, ученики привыкают к «легкой» отметке;

проверка домашнего задания занимает большую часть урока, учитель стремится с помощью данного элемента урока решить несвойственную для него функцию – научить класс тому, что было упущено на предыдущем уроке, на изучение нового материала остается мало времени, дети получают материала для самостоятельного  изучения дома, на следующий урок все опять повторяется сначала.

        

Подготовка к основному этапу занятия. Включает актуализацию имеющихся знаний по данному вопросу, целеполагание деятельности на уроке, создание положительной мотивации.

Актуализация знаний нужна для того, чтобы не «изобретать велосипед», не толковать ученикам то, что они уже знают из прошлых тем, других предметов, жизненной практики.

Распространенная ошибка: учитель старшего звена начинает заново объяснять тот материал, который дети изучили в начальной школе.

Ученики должны четко знать цели урока: что нужно изучить, для чего выполняется то или иное действие. Представление цели может происходить в разных формах – от записи на доске до шуточного варианта. Но она должна быть понятной, постой и достаточно привлекательной для ребенка. Хорошо, если ученики сами формулируют цели (это возможно, если учитель во время актуализации знаний подводит к пониманию, что еще не все известно). Цели для учителя и учеников формулируются по-разному – совсем не обязательно говорить детям, что во время урока мы собираемся воспитывать в них то или иное качество, например, коллективизм, лучше сказать – будем учиться работать вместе.

Распространенная ошибка: цели проговариваются скороговоркой, в них много новых терминов, изобилуют словами «должны», «нужно».

Мотивация – настройка на восприятие изучаемого материала, создание заинтересованности. В качестве мотивации могут выступать следующие приемы:

- интересный, захватывающий материал (иногда придуманный), связанный с темой урока (например, рассказ о потерянной рукописи Гоголя  перед началом изучения творчества писателя);

- фрагмент художественного текста на уроках естественного цикла (например, цитата из книги Ж.Верна «Дети капитана Гранта» при изучении темы «Австралия»);

- практическая значимость изучаемой темы (например, вопрос «Как сохранить прохладную жидкость в походе» может начинать изучение темы «Испарение жидкости» на уроке физики);

- связь с повседневностью, актуальными проблемами современности;

- отсроченная отгадка – проблема, решение которой можно найти только изучив материал.

 

Изучение нового материала. Как правило, это самая важная часть урока. Важно помнить – наибольшая концентрация внимания и работоспособности – первая треть урока, далее наблюдается спад эффективной учебной деятельности.

Критические точки усвояемости учебного материала.

Время

1-4 мин.

5-23 мин.

23-34 мин.

35-45 мин.

Усвояемость

60 %

80 %

45-60 %

6 %

Кризисы внимания:

1 - на 14-18-ой минуте

2 - через 11-14 минут

3 - через 9-11 минут

4 - через 8-9 минут

Форма изучения нового материала (лекция, практическая работа, работа с учебником, групповая работа по инструктивным карточкам, игра, работа с электронными ПМК и др.) зависит от целей и содержания урока, от возможностей школы, индивидуальных особенностей класса и отдельных учащихся. То, что является оптимальным в одном случае, недопустимо в другом.

Распространенная ошибка: учителю кажется, что лучше, чем он, никто и никогда не изложит учебный материал и отождествляет изучение нового материала с объяснением. Педагог  уверен, что деятельность ученика должна быть адекватна в любой момент деятельности учителя: «Я говорю, а вы внимаете моим словам и всё-всё запоминаете. Моя задача – дать  необходимые знания, кто захочет – возьмет». В методической литературе такая позиция называется «учитель-павлин».

Учителю необходимо помнить о сенсорных каналах, с помощью которых человек воспринимает информацию: визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой), кинестетический (деятельностный). У каждого человека один из каналов является доминантным. У взрослых людей эти доминанты распределяются следующим образом: аудиальный тип – 15% людей, визуальный – 40%, кинестетический – 40%, особая группа – 5%. Почти все дети (90%) – кинестетики. Следовательно, на уроке должно быть сочетание различных форм работы, обязательным компонентом должна быть деятельность ребенка по практическому применению теоретического материала. Конфуций говорил: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай мне действовать – и я научусь».

Зависимость усвоения информации от способа обучения.

 5% - словесное обучение 

10% - чтение 

20% - наглядность 

30% - демонстрация 

50% - работа в дискуссионной группе 

75% - практика через действие 

90% - немедленное применение обучения, обучение других 

На уроке не должно быть скучно, но ошибочно превращать урок в калейдоскоп методов.

  

Первичная проверка понимания учебного материала. Закрепление знаний и способов действий.

Первичная проверка изученного материала представляет собой воспроизводство на репродуктивном уровне. Может проводиться в виде фронтального опроса, теста, взаимопроверки. При этом уместно повторение наиболее значимых вопросов: определений, ведущих понятий, фактов. Закрепление знаний – более высокий уровень работы с изученным материалом, предполагает организацию работы на конструктивном и творческом уровнях. Может представлять собой решение задач в незнакомой и измененной ситуации.

Распространенная ошибка: на закрепление материала не хватает времени.

Чем большее количество раз повторяется изученный материал, чем больше вариантов его повторения и закрепления, тем лучше. На каждый урок должна быть разработана система заданий, вопросов, конкурсов и т.д., с помощью которых отрабатываются полученные знания. Очень важно создать такие условия, при которых ребенок мог бы работать в своем темпе, на своем уровне. С точки зрения современных ученых – педагогов и психологов, спрашивать на следующем уроке у ученика не отработанный ранее материал не этично – получается, что ребенок воспроизводит его впервые. Тем более актуально это утверждение в условиях работы по 10-балльной системе оценки учебных достижений – ученик не сможет выполнить творческий уровень на контрольной работе, если у него не сформированы навыки творческой деятельности на рабочих уроках.

Закрепление можно производить как в конце урока, так и после каждого смыслового блока.

Возможные приемы закрепления:

- опорный конспект – детям предлагается схематично изобразить изученный материал;

- составление плана изученного материала;

- составление заданий (как вариант – тестов) для поверки изученного;

- «лови ошибку» - детям предлагается найти ошибку в рассказе учителя, газетной статье, художественном произведении и т.п.

- реши (составь) кроссворд.

 Подведение итогов занятия – это возвращение к целям урока, проверка их выполнения. Прекрасно, если каждому учащемуся удастся уяснить, что он усвоил, а что необходимо доработать. На данном этапе урока чаще всего выставляются оценки (хотя это может иметь место в любой момент урока). 

 

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Домашнее задание должно быть четко сформулировано, прокомментировано, записано на доске и в дневниках учащихся.

Распространенные ошибки:

- задавать домашнее задание после звонка. Результат – не записанное и не выполненное домашнее задание;

- большое домашнее задание по принципу «дам много – хоть что-нибудь выполнят». Результат – ученик не берется выполнять домашнее задание вообще, руководствуясь другим принципом: «нечего и пытаться - все равно не выполнить»;

- домашнее задание дается не дифференцировано, что вообще не допустимо в условиях 10-балльной системы оценки.

Домашнее задание должно быть эффективным: минимум времени на выполнение, максимум эффективности усвоения.

 

Конструирование урока зависит в первую очередь от его типа, от тех задач, которые стоят перед ним.

В педагогической литературе нет единой классификации типов уроков.

Наиболее часто встречается классификация урока по Конаржевскому Ю.А.:

  1. Урок усвоения нового материала
  2. Урок закрепления изучаемого материала
  3. Урок повторения
  4. Урок систематизации и обобщения изученного материала
  5. Урок проверки и оценки знаний.

При планировании и проведении урока важно помнить о психологических аспектах организации учебного процесса. Недаром хороший урок в педагогической литературе часто называют педагогическим произведением, имеющим свой замысел, завязку и развязку, подобно любому произведению искусства.

Разделы сайта