УЧИСЬ РАЦИОНАЛЬНО РАБОТАТЬ НАД ДОМАШНИМИ ЗАДАНИЯМИ
- Прежде, чем приняться за выполнение задания, четко сформулируй для себя цель, которую надо достичь. Добиваться достижения определенной цели намного увлекательней, чем просто «учить уроки».
- Формулируя цель, дай себе отчёт, что тебе должно дать выполнение задания.
- Не торопись обращаться к учебнику. Вспомни записи в тетради. Они помогут тебе восстановить в памяти объяснение учителя.
- Обращайтесь к учебнику лично с определённой целью. Работай с ним экономно. При чтении учебника обращай внимание на главное, а также на тот материал, который при предварительном восстановлении был забыт. Подчеркни то, что представляется особо важным.
- Ответь на вопросы к параграфу.
- Попытайся мысленно (или на бумаге) составить план изученного.
КАК ВЫПОЛНЯТЬ ПИСЬМЕННЫЕ ЗАДАНИЯ
- Прежде, чем приступить к выполнению письменного задания, поработай над ошибками в предыдущих работах.
- Прочти задание, продумай его, уясни учебную задачу.
- Вспомни, какие правила нужно применять, чтобы выполнить задание.
- Обрати внимание на образец задания ( если такой имеется).
- Сравни новое задание с упражнением, выполненным в классе под руководством учителя.
- Прочти текст и выполни задание устно.
- Затем выполняй задание по частям письменно.
- чтобы расставить знаки препинания, несколько раз произнеси предложение, вслушайся в интонацию и паузы.
- Проверь, все ли задания выполнены грамотно, правильно ли написано.
КАК ГОТОВИТЬ УСТНЫЕ ЗАДАНИЯ
- Вспомни, что узнал на уроке.
- Прочти все задания по учебнику с целью общего знакомства с содержанием.
- Выясни значение трудных слов и выражений по словарю.
- Постарайся понять синтаксическую структуру текста. Это необходимо для понимания его содержания.
- Раздели учебный материал на составные части и найди внутри каждой части главную мысль.
- Сделай выписки основных положений из текста в виде плана (тезисов).
- Расскажи по плану.
- Правила, законы, формулировки выучи наизусть.
- К выученному правилу или закономерности придумай свои примеры и запомни.
КАК РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ
1. Работайте с заголовком.
- Прочитав заголовок остановитесь! Сформулируйте для себя о чём пойдёт речь в тексте.
- Вспомните всё, что вы уже знаете на эту тему.
- Составьте вопросы, на которые, по вашему мнению, в тексте будут даны ответы.
- Попытайтесь, насколько это, возможно, дать на эти вопросы предположительные ответы до чтения текста.
- После этого приступайте к чтению. Читая, сопоставляйте предположения с реальным содержанием текста.
2. Работа с текстом
- Читая, следите есть ли в тексте непонятные слова и выражения. Если есть найдите к ним объяснение в словарях или справочниках, или обратитесь к тем, кто это знает.
- Непонятным может быть само содержание текста. Подумайте, не связано ли это непонимание с пройденным, но плохо усвоенным материалом. Подумайте, что именно Из старого материала мешает пониманию, и повторите это. Подумайте, не станет ли текст понятным, если разобрать конкретные примеры.
3. Ведите диалог с автором.
-
В процессе чтения ставьте вопросы к тексту и выдвигайте свои предположения о дальнейшем содержании.
-
Обязательно проверяйте свои предположения в процессе чтения. Если вы не можете дать предположительного ответа на свои вопросы, ищите их в тексте. Не нашли ответа в тексте, ищите в других источниках.
4. Выделяйте главное!
-
Читая текст старайтесь отделить главное от второстепенного. Думайте, в какой части текста выражена главная мысль, что эту главную мысль дополняет и обосновывает.
-
По ходу чтения составляйте устный или письменный план.
-
Составляйте схемы, чертежи, таблицы, отражающие существенные моменты.
-
В случае необходимости делайте выписки.
-
Рассматривайте все данные в тексте примеры, придумайте аналогичные.
-
На протяжении всего чтения представляйте себе то, о чём читаете.
5. Запоминайте изученный материал.
-
Объясните в чём связь мыслей-пунктов вашего плана.
-
Перескажите текст по плану.
-
Ответьте на вопросы к тексту, если они есть.
6. Проверьте себя!
ОСВОИВ ЭТИ ПРИЁМЫ ВЫ НАУЧИТЕСЬ ПРОНИКАТЬ В СОДЕРЖАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КНИГ, ОБЩЕНИЕ С КОТОРЫМИ СТАНЕТ ДЛЯ ВАС ПОЛНЕЕ, ГЛУБЖЕ, ИНТЕРЕСНЕЕ!!!
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА
Реферат (лат.) – 1) доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников; 2) изложение содержания научной работы, книги, статьи. В школьной практике реферат, как правило, рассматривается в первом значении, предполагая, что старшеклассники сами проведут активный поиск и глубокое изучение научной и научно-популярной литературы, а также других видов источников по определённой проблеме, критически проанализируют и оценят их содержание, сделают собственные выводы.
Самостоятельность и творчество учеников проявляются уже на первом этапе реферирования – в выборе темы. Учитель предлагает общий, пространный перечень тематических направлений, а при индивидуальных консультациях темы конкретизируются с учётом интересов и возможностей школьников. Желательно, чтобы в итоге они звучали актуально, содержали элементы новизны, располагали к творчеству и собственным открытиям.
В ходе консультаций школьники узнают об особенностях жанра рефератов, общих требованиях к ученическим работам. Кроме того, они получают советы по выбору литературы, по составлению плана исследования, по грамотному оформлению текста, по подготовке выступления.
Старшеклассникам может пригодиться памятка
КАК РАБОТАТЬ НАД РЕФЕРАТОМ
-
Определите цель написания реферата в соответствии с поставленной темой.
-
Составьте его план.
-
При чтении литературы выделите основные идеи и положения, доказательства, аргументы и выводы, чтобы затем сосредоточить на них внимание.
-
Классифицируйте выписки, сделанные при чтении рассматриваемых источников.
-
Проанализируйте собранный материал, сделайте обобщённые выводы.
-
Оформите реферат.